Конечно, не всегда борьба за правду может вестись языком дипломатии. Иногда приходится вести борьбу иными средствами. Об этих страшных, но славных временах напомнит сюжет Ивана Благого. Он наблюдал за посадкой в Берлине легендарного советского штурмовика Ил-2.
Это и правда небо над Берлином и в нем действительно Ил-2. Настоящий, фронтовой.
Почти 2000 километров от Калуги до Берлина. Промежуточные посадки в Минске и Варшаве. Несмотря на сильный ветер, легендарный штурмовик Ил-2 сел в районе аэропорта «Шонефельд».
Летчик-испытатель Владимир Барсук — это именно он сидел за штурвалом — говорит, что во время перелета успели и в грозу попасть, и поболтало изрядно. Но помнить он будет другое — как на пути к немецкой столице смотрел на поля и думал о том, что здесь происходило в последний год войны.
«Летели по тем местам, по которым советские войска наступали на Берлин. Полет — дань памяти всем этим людям», — сказал летчик-испытатель Владимир Барсук.
В Берлин Ил-2 прилетел для участия в программе международного авиасалона ИЛА. Полеты штурмовика смогут увидеть тысячи зрителей. И вот, похоже, первый — сотрудник наземный службы аэропорта попросился сделать селфи в кабине. Но почему-то все думают — это лишь современная копия Ил-2, так называемая реплика. Вот и фотограф — он помнит русский со школы — удивляется: «Это не реплика? Оригинальный? Правда?»
Авиареставратор Виктор Лушин с гордостью показывает пробоину в корпусе. Он оставил ее специально. Как раз как доказательство — это не новодел.
«Если бы ее не оставили, больше было бы оснований говорить, что это не та броня. Это настоящая броня! Вот она, посмотрите, потрогайте», — говорит авиареставратор Виктор Лушин.
Чтобы понять, каков был фронт работ, достаточно посмотреть эти кадры: из воды достают тот самый Ил-2. Здесь же дочь героя Советского Союза Валентина Скопинцева. Это его самолет.
В ноябре 43-го при выполнении боевой задачи в Заполярье Ил-2 Скопинцева был подбит. Возвращался он, как поется, на честном слове и на одном крыле. Гидравлика повреждена, шасси блокированы. Мотор в итоге заглох за три километра до базы. Пришлось садиться на брюхо с тремя невыпущенными реактивными снарядами под крылом. Сели на замерзшее озеро. Удачно. Летчик Валентин Скопинцев смог покинуть кабину и вытащить раненого стрелка Владимира Гуменного. Ну а Ил-2 ушел под лед. Его подняли почти через 70 лет.
«Мы достаточно длительное время восстанавливали этот самолет. Очень бережно, очень внимательно подходили, чтобы сохранить тот конструктив, который был изначально разработан в этой машине», — сказал вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Герасимов.
Впрочем, некоторые вещи решили все же переделать по-своему. Например, листы обшивки именно на этом самолете изначально были закреплены неправильно. Так, что могли задираться при полете. Впрочем, критиковать тех, кто во время войны собирал самолет, у реставраторов язык не поворачивается.
«На заводах в это время как раз все мужчины ушли на фронт, их места занимали либо пожилые люди, либо женщины, либо дети. Вот такая история. Поэтому листы, к сожалению, не использовали», — рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.
Ил-2 — самый массовый военный самолет за всю историю авиации. И, тем не менее, в мире сегодня есть лишь два таких штурмовика, годных к полетам. Так что увидеть Ил-2 в небе для любителей авиации действительно редкая удача. Всего несколько дней штурмовик в Берлине. Затем под крылом самолета снова будут поля и леса. Он возьмет курс обратно на Калугу.